Вы в 11-ом классе, но не знаете как подбирать вузы? Или уже выбрали, но боитесь, что что-то упустили?
В этой статье я поделюсь с вами своим опытом подбора вузов. Возможно, вы посмотрите на выбранный вуз по-новому.
В первую очередь вы должны приготовиться к тому, что будет многабукв. И цель этой статьи не сказать: “Посмотрите на проходной балл, если ваш балл больше, то подавайте документы”. Конечно, можно поступить и так, но мне хотелось бы, что будущие студенты хоть немного знали о том, что их ждет. И уже сейчас могли бы себе сказать: “Нет, хоть по баллам я и прохожу, но точно сюда не пойду”.
Я хочу вам показать, как на примере одного предмета или комбинации ЕГЭ можно систематизировать данные о вузах, их специальностях и будущих профессиях, чтобы не пожалеть о своем выборе.
1. Профессии. Как понять: кем я буду, когда окончу вуз?
Я покажу вам два примера, откуда можно узнать про профессии:
- Официальный (но не очень конкретный)
- Неофициальный (зато ближе к реальности)
Вы должны знать, что вас в вузе учат по стандартам. Они называются страшным словом ФГОС.
Мы не будем сейчас вдаваться в подробности: зачем они были приняты, как долго действуют и т.д. Я хочу вам рассказать о том, почему их иногда полезно открыть.
ФГОС в свободном доступе хранятся тут. Нас в первую очередь должен интересовать раздел под названием “ФГОС 3++”.
Если он (ФГОС) утвержден, (а вы, если активно будете переходить по разделам специальностей, увидите, что утверждено далеко не все), то давайте его откроем. Ввиду недостатка времени у всех одиннадцатиклассников я не советую читать его полностью, а только некоторые моменты. Давайте, откроем самый первый по направлению подготовки 01.03.01 Математика. (Переходим в раздел “010000 МАТЕМАТИКА И МЕХАНИКА”)
Обратите внимание на пункты 1.11 и 1.12. В них указано, в каких видах деятельности “в теории” должны работать выпускники, освоившие данную специальность. На мой взгляд, написано тут достаточно мало для полного понимая. Если вам так тоже кажется, то советую зайти в раздел чуть ниже ФГОС 3++, а именно ФГОС ВО. И открыть то же самое направление. Вот здесь в пунктах 4.3 и 4.4 написано уже больше, и формулировки более конкретные.
Вернемся к 3++. Далее (после первого раздела) идут достаточно общие неинтересные фразы. Последнее, на что я тут хочу обратить ваше внимание – это приложения. В них указаны конкретные профессии и принятые к ним номера профессиональных стандартов. Этот ответ на вопрос: “Кем я могу работать на выходе?” Не обращайте особое внимание на то, что почти во всех стандартах указан “Педагог”. И не думайте, что только лишь то, что там описано – ваши пути развития. Нет, просто уже написанные проф.стандарты привязали к конкретным специальностям.
Если есть время, то можно и их загуглить (по номерам, которые указаны),
но, на мой взгляд, ничего интересного в них нет. Если хотите найти в них UX-дизайнера или SMM-менеджера, то вас ждет разочарование.
В 2020 году вас на обучение должны принять по стандарту 3++ (если он утвержден для вашего направления). Если нет, то вас будут зачислять по старым (это и есть ФГОС ВО), которые приняты абсолютно на все направления и специальности.
Кстати, МГУ и СПбГУ имеют право разрабатывать свои стандарты. У МГУ их надо искать по конкретным факультетам. Например, юридический.
У СПбГУ – здесь.
Если хочется получить информацию, которая ближе к реальному рынку труда – посмотрите сайт ПоступиОнлайн.
Например, вот тут можно посмотреть ту же 01.03.01 Математику. И для каждой другой специальности тут есть раздел с профессиями.
На мой взгляд, здесь представлены наиболее близкие варианты к реальности и современному рынку труда.
2. Вузы и их факультеты.Факультет ≠ образовательная программа.
Как систематизировать данные о вариантах обучения?
Если вы вдруг сдаёте географию, то, наверное, заметили, что с ней принимают “2,5 вуза на 1,5 специальности”. Условно, конечно, но на самом деле выбор не велик, даже в Москве. Давайте на примере географии и разберёмся, как стоит систематизировать информацию.
Лучше всего составить таблицу со всеми данными. Что я советую заносить в таблицу:
- Вуз
- Специальность
- Факультет (институт)
- Конкретная образовательная программа (об этом чуть позже подробней)
- Адрес корпуса обучения и расстояние до метро от него в метрах
- Вступительные экзамены
- Наличие набора на магистратуру в этом году
Можете добавить информацию о количестве мест, проходных и т.д.
У меня для географии получилась такая таблица:
Начну с конца. Зачем я пишу про магистратуру? Даже если вы не считаете нужным туда идти, то просто вам к сведению, что к профессорско-преподавательскому составу требования будут строже, когда в вузе реализуется магистратура по какому-то направлению. Например, при наборе на бакалавриат могут отсутствовать доктора наук, а при магистратуре уже нет. Ну и просто для себя знать, какие возможны варианты после бакалавриата в этом вузе. Но, конечно, это не самый главный показатель.
Теперь факультет. С точки зрения приема я вообще не люблю это слово. Конкретно к приему, оно отношения не имеет. Это лишь структурное подразделение вуза. Пока вы будете учиться, его могут переименовать, расформировать, объединить и т.д. Его название не будет написано в дипломе. Но тут указан лишь с одной целью – понять, что из себя представляет этот сам факультет, где он находится и сколько кафедр обслуживают данный набор.
Кафедры – это мелкие подразделения факультетов. Они есть выпускающие и невыпускающие. Выпускающие набирают студентов и “ведут” их. То есть не только читают ряд дисциплин, но и руководят их практиками, курсовыми, дипломными работами и т.д. Невыпускающие – только читают дисциплины и/или занимаются научной деятельностью.
Как правило, их список не сложно найти. Например, у МСХА (левый столбец).
Но самое главное, на мой взгляд, это конкретные образовательные программы. Вот тут я остановлюсь подробно.
Давайте, вернемся к примеру с МСХА. Вы увидите, что на разных специальностях, на которые мы уже благополучно прочли всякие стандарты, есть разные профили. Где-то их больше, где-то их меньше. Это конкретные профили, по которым вас будут учить в вузе. Вуз вам говорит: “Мы не учим просто биологов. О каждой отрасли биологии чуть-чуть вам расскажем и хватит. Нет. Мы вам предлагаем такие наборы: зоология, кинология, охотоведение”. Кстати, на том сайте с профессиями можно найти список еще и для каждого конкретного профиля.
Вот, например, зоология на направлении 06.03.01 Биология, о которой мы только что говорили.
Но если вы, например, хотите заниматься генетикой или микробиологией? И тут как раз видите, что этот вуз вам не подходит. Стоит ли об этом знать заранее? На мой взгляд – да. Отчасти именно поэтому я и стала делать отдельную таблицу, чтобы подробно изучить все эти программы.
Вот их, как показывает моя практика, не так-то легко найти. Но! Я вам сейчас покажу универсальный способ как это сделать. И не важно, московский это вуз или из любого другого региона.
Внимательно следим.
Заходим на главную страницу сайта вуза.
Давайте на примере тимирязевки, раз уже мы тут.
Находим раздел – “Сведения об образовательной организации”. Как правило, он расположен или в самом верху страницы, или внизу. Но точно есть. Этот раздел вуз обязан публиковать для отчетности перед министерством.
Нажимаем.
Далее в любом вузе вы увидите такую структуру:
Нас будет интересовать раздел “Образование”.
Нажимаем на него.
И тут, о ужас, видим страшные в 3 строки названия (пока дочитал до конца, забыл с чего начиналось). Но мы уже почти у цели. Потерпите!
Переходим во второй раздел. Он как правило будет всегда вторым. В любой другой непонятной ситуации нажимайте туда, где увидите слова “учебный план” или “документы, регламентирующие (сопровождающие) образовательный процесс”.
И, о чудо, мы на месте. Для чего мы проделали этот путь?
Теперь мы видим по официальной отчетности вуза те профили, к которым готовят студентов.
Те же самые программы. И это хорошо, что все совпало. Но я покажу вам примеры, когда не так все радужно.
РУДН заявляет на сайте факультета, что для экологов они предлагают несколько специализаций. Но в официальном разделе ничего этого нет.
Хмм… Давайте, уточним у них.
Как видим, никаких специализаций нет.
Другой пример, когда информация представленная в этом разделе явно очень давно не обновлялась.
Такая ситуация у меня была с РГГРУ им. С.Орджоникидзе.
Читайте снизу вверх.
Вот, так нам заявили, что нечего вам читать официальные документы.
Но, вы же знаете, я так просто не отстану. Жалоба в прокуратуру – и через месяц на сайте учебные планы за 2018 год.
5 лет их никто не обновлял, и, о чудо, они появились.
Но осадочек остался…
А теперь я расскажу, что конкретно мы ищем в этих разделах.
3. Учебные планы. Что я буду изучать в вузе и как долго?
В учебном плане отражены все дисциплины, которые вы будете изучать за 4-5 лет вашей учебы. Так же все практики, которые будете проходить.
Давайте вернемся на сайт и откроем учебный план за 2019 год, например, Гидротехнического строительства.
Тут я вам сразу скажу о том, что если программа набирается первый год (первый раз), то скорее всего никакой документации на нее вы не найдете. К сожалению, всю информацию из этого раздела мы можем видеть с опозданием на год.
Я надеюсь, что все нажали на 2019 год и видят то же, что и я.
Перед нами первая страница учебного плана.
Если вы не нашли выпускающую кафедру и/или факультет до этого, то тут они прописаны.
Еще нам указали области профессиональной деятельности выпускников. Спасибо, приняли к сведению. Идем дальше.
И вот та самая таблица, ради которой и затевалась эта статья.
Я специально ее обрезала, т.к. считаю, что дальше (по горизонтали) нет смысла особо смотреть, сколько часов на какую дисциплину выделено.
Рассказываю, на что смотреть.
Все дисциплины в разделе “Наименование” – это все курсы, что вам будет читать вуз в течении всего вашего срока обучения.
Формы контроля: экзамен, зачет и зачет с оценкой. Зачет проще, чем экзамен (за него не ставится оценка, а лишь “зачтено”). Но, конечно, все зависит от преподавателя.
Цифры, которые получаются на пересечении формы контроля и названия дисциплины – это номер того семестра, в котором вы будете сдавать этот курс.
Еще раз – не 5 раз сдавать зачет по “Правовому регулированию строительства”, а сдавать 1 раз в 5-ом семестре. Если в ячейке две цифры, например, как на “Высшей математике”, то форма контроля (в данном случае – экзамен) будет проходить два раза (то есть сдавать экзамен надо 2 раза в разных семестрах).
Семестр – это половина года. На 1 курсе 1-ый и 2-ой семестры и тд.
Дисциплины по выбору. Сразу вам скажу, что “по выбору” – это не значит, по выбору студента. Скорее всего, их будет выбирать (из двух или более) та кафедра, которая должна читать эти дисциплины. Так что особо не надейтесь на демократию (:))
Дальше, ребята, только ваш интерес. Прочтите эти планы и ответьте самому себе на вопрос: “Интересно ли мне это?”
Я в учебных планах обращала внимание на:
1. Нет ли “лишних дисциплин”. Например, под “лишними” для экологов/географов я понимаю это:
Сравните ваши варианты по одной специальности между собой. Сложилось ли у вас впечатление, что вы станете специалистом в своей области, если все это освоите?
2. Продолжительность иностранного языка. Думаю, не стоит говорить о том, почему это важно. Любая практика языка лучше ее отсутствия. 3. Практики. Их количество перечислено в самом низу таблицы.
У – учебная. П – производственная. Пд – преддипломная.
Если вам хочется узнать чуть больше, чем просто их названия, то welcome этот в раздел.
Здесь я не буду вдаваться в подробности. Скажу лишь то, что, на мой взгляд, чем они конкретней, тем лучше.
Просто для сравнения вам два примера. Выводы делайте сами.
- Не забывайте о том, что одно дело написать на бумаге – другое в жизни.
Я вам советую в том числе найти группы-паблики типа “Подслушано” интересующих вузов, найти студентов нужных специальностей и спросить у них, что да как, посмотреть, что обсуждают в сообществах.
- YouTube, вдруг и там что-то есть по вашим запросам. Например, такое видео я нашла, когда подробно изучала МГУ:
В общем-то, как-то так. Спасибо всем, кто дочитал до конца.
Я поделилась с вами своим опытом, своим “алгоритмом” того, как можно проанализировать информацию, опубликованную на сайте вуза и/или в официальных источниках.
Я не писала тут о заработных платах, о перспективах найти работу, о стажировках в компаниях и т.д. Про это как-нибудь отдельно и не сегодня.
Не забывайте систематизировать все, что вы нашли, можно, как и я – в таблицу.
Я очень надеюсь, что вам это поможет сделать правильный выбор!
Эксперт в области подбора вузов и поступления
Моя почта: universitymail@inbox.ru
Мой ВК: https://vk.com/id13216705
Если эта статься была для вас полезна, и хотите сделать автору приятный подарок – можно отправить донат через эту форму:
Комбинации ЕГЭ – как вузы выбирают предметы для поступления?
Эта статья посвящена вступившему в силу приказу № 666 от 30 августа 2019 года Министерства науки и высшего образовании РФ.
Что такое “конкурс человек на место”? И как вузы искусственно его завышают.
Многие абитуриенты из разных регионов, заходя на сайты вузов, расположенных в городах-миллионниках, видят информацию о том, что конкурс на специальности составил 30, 40 или даже больше человек на одно бюджетное место. Правда ли это? Как это проверить? Давайте разбираться.
Как вузы обманывают абитуриентов – два кейса. В чем отличие “направления подготовки”, “образовательной программы”, “профиля” и “специальности”?
Заметка-предостережение от эксперта по поступлению Екатерины Александровой для тех, кому поступление только предстоит.
Комбинации ЕГЭ – как вузы выбирают предметы для поступления?
Эта статья посвящена вступившему в силу приказу № 666 от 30 августа 2019 года Министерства науки и высшего образовании РФ.
Что такое “конкурс человек на место”? И как вузы искусственно его завышают.
Многие абитуриенты из разных регионов, заходя на сайты вузов, расположенных в городах-миллионниках, видят информацию о том, что конкурс на специальности составил 30, 40 или даже больше человек на одно бюджетное место. Правда ли это? Как это проверить? Давайте разбираться.
Как вузы обманывают абитуриентов – два кейса. В чем отличие “направления подготовки”, “образовательной программы”, “профиля” и “специальности”?
Заметка-предостережение от эксперта по поступлению Екатерины Александровой для тех, кому поступление только предстоит.