«Ошибка выживших» и ЕГЭ

Накануне в поисках мотивации и полезных советов мы пролистали «истории успеха» стобалльников и победителей олимпиад, но… не нашли там ничего сверхъестественного, того, чего бы не делали миллионы школьников по всей стране.

Источник: http://lenoblinform.ru/

Любить свой предмет? Усердно готовиться к ЕГЭ? Чередовать работу и отдых? Или вовсе не спать несколько ночей подряд? Волшебного рецепта, как мы видим, здесь нет, зато есть типичное заблуждение. Но обо всем по порядку.

В начале Второй Мировой войны группе статистических исследований США была поставлена задача увеличить броню самолетов, чтобы уменьшить потери. Все понимали, что «зашить» технику полностью не получится: если после этого самолет и сможет летать, то сильно потеряет в маневренности, зато увеличится расход топлива. Значит, необходимо действовать точечно и увеличить толщину брони самых уязвимых мест. Казалось бы, что может быть проще? Нужно всего-навсего проанализировать повреждения прилетевших самолетов и «защитить» те части, где больше всего пробоин: это крылья, стабилизаторы и фюзеляж. Но математик и статистик Абрахам Вальд предложил сделать по-другому и «закрыть» то, что меньше всего пострадало: кабину пилота, двигатели и топливную систему. В итоге это простое, но гениальное решение спасло жизни огромному числу летчиков. Вдумайтесь: самолеты вернулись на базу, значит, повреждения не критичны. А вот техника с пробитым топливным баком или кабиной пилота из боя просто не возвращалась. Такие самолеты находили уже после окончания войны (конечно, в том случае, если от них вообще что-то оставалось). Их повреждения служили доказательством правоты Вальда.

В этом и заключается феномен, который в дальнейшем получил название «ошибки выживших». Он применим к самым разным сферам жизни, в том числе и к подготовке к Единому государственному экзамену. Часто успешные выпускники сами не понимают, что же такого помогло именно им сдать экзамен на 100 баллов, а другим – нет. Мы приоткроем завесу тайны: везение. Чаще всего, чтобы написать экзамен хорошо, действительно достаточно упорной, долгой подготовки. Но, чтобы написать его идеально, в дополнение к знаниям и способностям нужны такие же идеальные условия. Чтобы звезды сложились, Меркурий оказался в Овне, чтобы дали нужный вариант, чтобы у экспертов было хорошее настроение, чтобы в день экзамена не приключилось никаких неприятностей… да мало ли каких «чтобы». Летчики ведь не знали, как не знала и база, что в строго определенный момент, в какую-то долю секунды, нужно «подставить» крыло и «спрятать» двигатель.

Самую ценную информацию могут предоставить те, кто «не выжил». Глобально – не добился популярности, известности или баснословного богатства. Часто люди становятся успешными не потому, что они что-то сделали, а только потому, что НЕ сделали чего-то, и следовательно, сами не могут объяснить, что им помогло. Если говорить о Едином госэкзамене, то «не выжили» те, кому «не хватило» баллов (пары десятков или даже нескольких). Именно они и могут рассказать, почему так получилось и какие ошибки они допустили. Основываясь на этих знаниях, можно скорректировать свою подготовку и лучше сдать ЕГЭ. Поэтому обязательно расспросите тех, кто немного не добрал до нужного балла, и не слишком вдохновляйтесь историями знакомых стобалльников: не факт, что они умнее – может быть, им просто повезло, – и не переживайте: факторов, влияющих на результат, много, и далеко не все обстоятельства зависят от вас. Вот почему нельзя сдаваться. Готовьтесь, учитесь, а если не получилось достигнуть цели, даже выложившись полностью, – не падайте духом и ищите другие пути.

Удачи на экзаменах и до встречи в следующих статьях!

Изображения с самолётами: uxplanet.org Автор текста: Дарья Маслова

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять